Уровень образования - дошкольное образование.
Образование (обучение) осуществляется на русском языке
Форма обучения - очная
Образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 16 "Ягодка" ЯМР 30.08.2023 Приказ №82
Презентация ОП ДО МДОУ № 16 "Ягодка" ЯМР
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 «Ягодка» Ярославского
муниципального района
ОП ДО ориентирована на воспитанников от 1 года до 7 лет, в том числе детей с ОВЗ, которые не имеют серьезных нарушений в развитии и которым не показано обучение по адаптированнй образовательной программе дошкольного образования
- ОП ДО разработана на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028. Обязательная часть содержания ОП ДО представлена в федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/8YZj0KQSGK8avQ
- Содержание части ОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений: складывается из парциальных программ.
Парциальная образовательная программа Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников Издательство: Сфера, 2016 год Ссылка на размещение полного текста парциальной образовательной программы https://cloud.mail.ru/public/i4UE/5n6bkZb1Q
Рабочая программа воспитания на 2023 – 2026 гг. (озвлечение из ОП МДОУ №16 "Ягодка" ЯМР)
Календарный поан воспитательной работы (извлечение из ОП МДОУ №16 "Ягодка" ЯМР)
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
- При реализации ОП ДО ключевым фактором является взаимодействие МДОУ №16 «Ягодка» ЯМР с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей, что является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
- Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны МДОУ №16 «Ягодка» ЯМР и семьи.
- Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.).
- Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.
- МДОУ №16 «Ягодка» ЯМР предлагает родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д.
- Стать членом Родительского клуба – почетная обязанность каждого родителя. Обучаться в Школе родительского просвещения МДОУ №16 «Ягодка» ЯМР – почетно, полезно и важно с точки зрения формирования позиции ответственного родительства.
Что такое ФОП ДО?
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) – это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:
- создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;
- обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;
- создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
- воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
Таким образом, ФОП призвана реализовать один из пунктов ФГОС – создать единое образовательное пространство в России.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» программа названа как федеральная основная образовательная (ФООП), а в приказе Минпросвещения использует название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП. Поэтому можно использовать термины ФООП и ФОП как синонимы.
Прежде всего федеральная программа более детализирована. Ее смело можно брать за основу целиком при разработке собственной программы. Главная особенность документа - он позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс.
Документ рассчитан на дошкольное воспитания детей разных возрастных групп:
- с рождения до года (младенческий период);
- от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
- от 3 до 7 лет (дошкольный период).
Адаптированные образовательные программы
Краткая презентация АОП ДО для детей с ЗПР МДОУ № 16 "Ягодка" ЯМР
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее – Адаптированная программа для детей с ЗПР) муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 «Ягодка» Ярославского муниципального района (далее – МДОУ), разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт), и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Программа раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в МДОУ, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания Программы;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей). В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков развития, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работ.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие обучающихся с задержкой психо-речевого развития раннего возраста и обучающихся с ЗПР дошкольного возраста в соответствии и с их возрастным и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.
Краткая презентация АОП ДО для детей с ТНР МДОУ № 16 "Ягодка" ЯМР
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – Адаптированная программа для детей с ТНР) муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 «Ягодка» Ярославского муниципального района (далее - МДОУ), разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт), и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Программа имеет рамочный характер, который раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в МДОУ, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Пространство групп организовано в виде разграниченных центров, оснащенных развивающим и материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Такая организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группах для детей дошкольного возраста (от3до 7лет) предусматривается следующий комплекс из 13 центров детской активности:
Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка с ТРН, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы дошкольного образования; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.
Программа развития
Программа развития 2021 - 2024 гг
Программа развития МДОУ №16 "Ягодка" ЯМР на 2025 - 2028 гг Приказ №188 от28.12.2024 г.